Музейная педагогика




«Музей, как феномен культуры и средство образования»

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Музей-лаборатория ГБОУ СОШ №825 города Москвы

«Русская национальная традиция»

«Музей как феномен культуры и средство образования»

Уланова Людмила Сергеевна

учитель истории и обществознания,

руководитель музея- лаборатории

2015г.

Современная парадигма образования считает своей главной целью формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать свой потенциал в динамичных социально-экономических условиях как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Главное состоит не только и не столько в том, чтобы передать подрастающему поколению сумму основополагающих знаний и навыков, сколько привить им любовь к образованию, научить методике и системе обучения, приобретения, хранения и оптимального использования новых знаний.

Музей в этом смысле - прекрасное средство решения этой задачи, т.к. является не только посредником между прошлой и будущей жизнью, но и проводником истинной культуры и достижений человечества. Кроме того, музейная деятельность, как показывает практика, облегчает переход от педагогики знаний, умений и навыков к педагогике развития, создаёт условия для самореализации личности.

Музей «Русская национальная традиция» открытый в мае 2005 года, стал очень важным звеном в системе дополнительного образования нашей школы и уже два года успешно решает проблему приобщения подрастающего поколения к отечественной истории и культуре в самом широком смысле этого слова.

В экспозициях музея главным образом отображён уклад жизни крестьян и населения небольших провинциальных городов, сохранивших связь с сельской местностью. Это обусловлено тем, что в России Х1Х – первой четверти ХХ века именно крестьянство было носителем традиционных форм культуры и быта.

Экспозиция «Мир русского дома» представлена в музее через воспроизведение внутреннего интерьера крестьянской избы и вещей, которыми люди пользовались в своей повседневной практике. Для достижения исторической достоверности в передаче атмосферы жизни наших предков в экспозиции размещены подлинные предметы старины, изделия народных промыслов, произведения декоративно-прикладного искусства.

Вся экспозиция состоит из нескольких частей, которые соответствуют традиционному делению избы на пространства по назначению.

1 – красный угол (святой) с божницей и столом. Здесь устраивали семейные трапезы, принимали гостей, читали вслух молитвенники, проводили семейные обряды.

2 – печной угол или бабий угол (по диагонали от красного угла). Здесь женщины готовили еду, мыли посуду, стирали.

3 – детская и женская половина. Она располагалась от печи до окон и вдоль стены с окнами. В этой части избы обычно играли дети (оформлен детский уголок за печкой), а женщины занимались прядением, ткачеством, шитьём одежды и т.п.

4 – мужская половина избы. Это стена с лавкой от входа в избу до печного угла, где мужчины работали (изготавливали и ремонтировали различную утварь и орудия труда) и передний угол (от дверей до окон), где они отдыхали днём.

В силу многофункциональности музейного помещения отобразить места для сна не представляется возможным (кроме печи и голбца).

5 – информационная стена (справа от входа). Здесь располагаются напольные витрины, информационные стенды, «Народный календарь» и вертушка с этнографическими материалами. В витринах экспонируются наиболее ценные экспонаты музея (древние иконы, денежные знаки, фотографии, украшения и т.п.).

6 – в центре избы расставлены деревянные столы и скамейки для приёма гостей, работы кружков, лектория и факультативов.

Интерактивные элементы экспозиции: люлька с «младенцем» и различные игрушки в детском углу; женщина с коромыслом (манекен); женщина, прядущая пряжу (манекен); кудахтающая курица с цыплятами под печкой (игрушка); играющей на балалайке старик (манекен), музыкальные инструменты (дудочки, свистульки, трещотки, гармошка и т.д.), сидящие на лавке домовой и кот (игрушки); самовары с баранками (угощение посетителей).

Вторая экспозиция «Русский женский губернский костюм» включает в себя коллекцию женских губернских костюмов середины Х1Х века подлинных и сшитых ученицами школы по музейным образцам. Костюмы демонстрируются на манекенах и при помощи конструктивных дополнений создают женские образы жительниц разных губерний России. Эта экспозиция размещена по всему периметру выставочного зала и органически переплетается с предметной средой.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ МУЗЕЯ-ЛАБОРАТОРИИ

Цель

Деятельность музея по сбору, сохранению и использованию историко-культурного и художественного наследия нашего народа в учебно-воспитательном процессе школы.

Задачи:

воспитывать у учащихся гражданско-патриотические качества;

способствовать сохранению народных обычаев и традиций через праздники, обряды, народное творчество, искусство;

познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, домашней утварью, национальными блюдами;

прививать интерес к духовной культуре разных народов (толерантность), расширять и укреплять культурные связи между субъектами ВФ и странами СНГ;

формировать общечеловеческие, нравственные качества, правила общения между людьми;

воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире;

развивать творческие способности детей, научить разным доступным детям ремёслам;

дать возможность детям самим познавать и исследовать прошлое и анализировать настоящее, способствовать развитию навыков поисковой и научно-исследовательской деятельности;

распространять знания, полученные в результате поисково-исследовательской работы среди учителей, учащихся, родителей;

налаживать сотрудничество с мастерами декоративно-прикладного искусства, народными промыслами края, творческими мастерскими, музеями декоративно-прикладного искусства, архивами, библиотеками, фольклорными коллективами и т.д.;

приобщать родителей к музейной деятельности.

Содержание работы:

1.Поисково-краеведческая работа.

- Сбор предметов старинного быта, одежды, изделий, связанных с народным творчеством, ремёслами, документов, фотографий.

- Изготовление стендов, стеллажей, витрин, макетов предметов домашнего обихода, различных видов народной одежды, плакатов, схем.

2. Научно-исследовательская и воспитательно-пропагандистская деятельность.

- Запись информации, связанной с историей создания или средой бытования различных предметов и произведений декоративно-прикладного искусства, описание одежды, обуви, орудий труда и других предметов, составляющих экспозицию музея, составление тематических картотек.

- Организация экспедиций по субъектам РФ с целью пополнения экспозиции музея старинными вещами и предметами быта.

- Пополнение фондов музея: фонд подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и ремесла, фонд предметов детского творчества, систематизация и сохранение их.

- Сбор необходимых материалов по декоративно-прикладному

искусству и народным промыслам, изучение научной литературы и

других источников по данному вопросу.

- Собирание произведений фольклора: народных песен, частушек, пословиц, поговорок, сказок, загадок.

- Запись народных праздников, обычаев, обрядов, суеверий.

- Использование памятников материальной и духовной культуры в

образовательно-воспитательном процессе.

– Создание при музее кружков и лекториев по изучению декоративно-прикладного искусства, традиций и обычаев русского народа.

- Проведение экскурсий, бесед, выставок, мастер-классов - и т.п.

- Подготовка и проведение праздников русской национальной

традиции.

- Встречи с краеведами, интересными людьми города и района, мастерами народных промыслов и декоративно-прикладного искусства с целью обмена опытом.

- Творческие отчёты.

- Продолжение издательской деятельности – публикация сценариев

и методик подготовки и проведения праздников русской

национальной традиции в средней школе;

- Проведение просветительской работы в округе – семинары,

круглые столы, обмен опытом со школьными музеями города.

3. Творчество учащихся, ремесло.

- Привлечение детей к оборудованию музея.

- Изготовление поделок из дерева, глины, соломы, ниток, изготовление образцов разнообразной одежды прошлых веков, роспись по дереву, ткани, изготовление народных игрушек (кукол).

- Проведение выставок, ярмарок с демонстрацией музейных экспонатов и творческих работ детей.

4. Методическая, консультативная работа.

- Семинары, методические консультации для учителей школы и округа по этнографии, декоративно-прикладному искусству и детскому творчеству.

- Индивидуальные консультации по проведению мероприятий по РНТ на базе школьного музея.

- Сбор библиотеки по народной культуре, обычаям, традициям, декоративно-прикладному искусству и народным промыслам, использование её в работе с учениками и учителями.

- Сотрудничество с музеями ДПИ и архивами.

5. Образовательно-воспитательная работа.

- Развитие познавательных интересов и творческих способностей.

- Участие в поисково-исследовательской деятельности (сбор экспонатов, запись истории создания и среды бытования экспонатов музея, составление картотек, творческие работы, экспедиции в деревни и на промыслы, участие в семинарах, научных конференциях).

- Профориентация на творческие профессии, связанные с этнографией, народными промыслами и декоративным искусством.

6. Работа с фондами.

- Заполнение инвентарной книги.

- Составление картотек на музейные предметы.

- Исследование и описание каждого предмета.

- Порядок обработки поступающих художественных памятников и творческих работ учащихся.

7. Требования к оформлению музея:

- доступность;

- ассоциативность;

- наглядность;

- рациональность использования площади;

- интерактивность музейного пространства.

8. Проектируемые результаты работы музея-лаборатории:

- ежегодное пополнение фонда лучшими творческими работами детей и предметами, найденными и подаренными музею;

- проведение выставок новых поступлений;

- участие в профильных выставках и конкурсах района, округа и города;

- отчёт о проведении экскурсий, праздников русской национальной традиции, семинаров, мастер-классов и других примузейных мероприятий;

9. Аспекты развития музея:

подготовительный

  • Аналитико-диагностическая деятельность музея.
  • Изучение учебных программ школьных предметов с целью их адаптации к музейной практике.
  • Поиск и коррекция форм и методов работы музея-лаборатории применительно к разным возрастным группам школьников.
  • Изучение и усвоение учителями школы основ музейной педагогики.
  • Определение стратегии и тактики деятельности музея-лаборатории.

практический

  • Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе музейных приёмов, методов и технологий с целью развития творческих способностей детей.
  • Включить ребёнка в активную творческую деятельность, позволяющую интегрировать и применять на практике знания, полученные при изучении не только предметов школьного курса, но и дополнительного образования на базе музейной педагогики.

обобщающий

Обработка и интерпретация данных.

Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.

Определение перспектив и путей дальнейшего развития музея-лаборатории.

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ-ЛАБОРАТОРИИ

«РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ»

Цель деятельности музея-лаборатории

Создание современного учебного музея-лаборатории как образовательного и социокультурного центра. Основная цель проекта – осуществление образовательной деятельности, исследований, разработка научных методов, средств, форм воспитания молодёжи, обмен информацией, учебными материалами.

Приоритетные направления: охрана всемирного культурного и исторического наследия, эстетическое и патриотическое воспитание.

Задачи:

1.Повышение статуса музея.

2.Внедрение новых принципов и технологий музейной деятельности на основе средового подхода.

3.Формирование нового имиджа как современного музея, ориентированного на потребности учащихся, центра музейного дела района, информационного центра, обеспечение общественной поддержки реализации концепции.

4.Музеефикация и комплексное освоение музеем памятников материальной культуры, содействие исследовательским, проектным и реставрационным работам по памятникам, вовлечённым в деятельность музея и на территории района.

5.Создание системы основных экспозиций музея, новых программ, адресованных учащимся, современной инфраструктуры.

6.Содействие формированию и развитию сети школьных музеев района и повышению качества музейного продукта в районе.

7.Создание современной инфраструктуры безопасности и хранения фондов музея.

8.Создание условий для профессиональной подготовки кадров музея.

Механизмы реализации

- Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности музея.

- Освоение методов программно-целевого подхода, проектирования, моделирования деятельности музея в контексте изменений социально-культурной и образовательной среды города и района.

- Активное использование в музейной деятельности технологий социального маркетинга и развития связей с общественностью, информационных технологий.

- Сотрудничество с другими школьными музеями, музейными центрами г. Москвы и другими культурными и образовательными институтами; участие в образовательных и культурных проектах.

- Укрепление материально-технической базы музея, финансирование музея из муниципального бюджета и внебюджетных источников.

Ожидаемые результаты

Создание школьного музея-лаборатории «Русская национальная традиция» как:

Государственного учреждения, обеспечивающего развитие музейного дела в контексте дополнительных образовательных услуг;

Музея универсального профиля с новыми принципами деятельности;

Социокультурного и образовательного центра;

Центра содействия развитию местных культурных сообществ;

Информационно-ресурсного центра школьных музеев;

Центра обучения учащихся народным обычаям, традициям, художественным промыслам с использованием экспонатов музея.

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА

Переходя от теории к практике школьного музейного строительства нельзя не отметить, что в последнее время многие российские педагоги и психологи стали признавать важность дополнительного образования детей, в котором не маловажную роль призваны сыграть, в том числе, и профильные школьные музеи.

Дополнительное образование – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и предполагает свободный выбор учеником форм и видов деятельности, развитие его познавательной мотивации и творческих способностей, ведущих к социальной и культурной самореализации и самовоспитанию. Большим преимуществом дополнительного образования является то, что оно позволяет строить образовательный процесс с учётом уникальности и неповторимости каждого ученика, даёт возможность выявлять индивидуальные интересы и удовлетворять их в творческой деятельности, осуществлять свободный выбор образовательной области, профиля программы, создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Нельзя представить эстетическую культуру ученика целостной, если эстетическая деятельность ему не доступна; нельзя развить творческие способности учащегося, если не обеспечить его включённость в социально значимую деятельность. Поэтому сегодня в школах, наравне с обязательными дисциплинами, появляются самые разные предметы, связанные с историей искусства и литературы: мировая художественная культура, мифология, фольклор, этнография, художественная литература, музыкальная литература, ритмика, хореография, т.е. вводится дополнительное этнокультурное и художественное образование, а базой для реализации такого образования становятся школьные музеи художественной и этнографической направленности.

Наш школьный музей-лаборатория «Русская национальная традиция» изначально был ориентирован на расширение сферы дополнительного образования в области этнокультуры и декоративно-прикладного искусства, как её составной части.

Для того чтобы максимально использовать образовательные и воспитательные возможности музея, возникла необходимость теоретического и научно-методического обоснования этого направления деятельности посредством разработки специальной музейной технологии с применением основных положений музейной педагогики.

Музейная педагогика – смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.

Предметом музейной педагогики являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории детей, а также определение места музея в системе учреждений культуры и образования округа и города.

Особое внимание музейная педагогика уделяет организации музейно-педагогических мероприятий в школьных музеях. С учётом требований педагогики и психологии детства и отрочества в практику внедряются всё новые и новые формы и методы общения с детской категорией посетителей музеев. Они направлены на развитие способностей к самостоятельным суждениям и оценкам, имеют целью возбудить интерес к музею, приобщить к музейной культуре, а в музеях художественной направленности – помочь раскрыть, а при наличии музейных кружков, и развить творческие способности детей.

В круг вопросов, разрабатываемых музейной педагогикой, входит методика и практика организации и планирования воспитательной и образовательной деятельности. Весь комплекс педагогических задач осуществляется научными сотрудниками – музейными педагогами (методисты, экскурсоводы, социологи, руководители кружков и клубов и др.).

Музейные педагоги должны организовать музейное пространство таким образом, чтобы оно органично слилось с учебным пространством школы:

1.приблизить к ребёнку среду обитания его предков и проиллюстрировать его представления о жизни и быте русского крестьянина, полученные им из сказок и школьного курса истории;

2.организовать экспозиционное пространство таким образом, чтобы оно позволяло развивать эстетические и образные представления ребёнка о том, каким должен быть дом и с точки зрения функциональности его помещений, и как средство защиты его жизни от окружающего мира, и как места, где он может реализовывать свои творческие планы, украшая жилище своими руками;

3.вписать экспонаты музея в жилую среду, показав их не только функциональные качества, но и отобразив их эстетическую и художественную ценность в соответствии с их назначением;

4.превратить музейное пространство в игровое поле (учитывая возраст посетителей), разместив по всей экспозиции интерактивные элементы показа. Дать возможность посетителям поиграть в игры крестьянских детей (детский кут), сыграть на старинных народных музыкальных инструментах (дудочки, свистульки, рожки, трещотки, балалайка, гармонь и т.д.), девочки могут попробовать себя как будущие хозяйки (поработать за прялкой, перепеленать и покачать «ребёнка» в люльке, накрыть стол для гостей, пройтись с коромыслом, растолочь зерно в ступе и т.д.), а в завершении экскурсии посидеть всем вместе за столом и попить чай с баранками и пряниками;

5.использовать экспозиции музея в образовательной и воспитательной работе школы и города.

1. Выставочная деятельность музея.

а) организация музейных выставок.

Большое место в музейной работе занимает организация регулярно сменяемых выставок, и, прежде всего, тематических выставок предметов быта и декоративно-прикладного искусства. Здесь поле деятельности огромно. Можно выставлять изделия народных промыслов и ремёсел, что обычно и делается в школах, для того, чтобы как можно лучше познакомить учащихся с разными видами практической и художественной деятельности народа, а также помочь школьникам в профессиональной ориентации.

Можно проводить выставки музейных коллекций по отдельным видам экспонируемых предметов и изделий декоративно-прикладного искусства. Например: самоваров, утюгов, бондарных изделий, гончарных изделий, расписной посуды, костюмов, вышивки, платков т.д. При этом у школьников формируется более полное представление о том или ином виде предметной среды человека, что даёт ему возможность лучше постичь историческую, художественную, эстетическую и практическую ценность выставляемых экспонатов.

Большой интерес вызывают выставки, включающие в экспозицию разные по назначению экспонаты, но объединенные одной темой, например: «Рукоделье крестьянки», «Посуда русского застолья», «Убранство русской горницы», «Орудия сельскохозяйственного труда», «Досуг крестьянской семьи» и т.д. Этот вид тематических выставок даёт более полное представление не только о том, какие вещи, предметы, орудия труда окружали человека в прошлом, но и как они влияли на их жизненный уклад, определяя различные виды хозяйственной и семейной деятельности. Такие выставки успешно используются в проведении уроков по истории, МХК, ИЗО, литературе, труду и окружающему миру.

б) организация выставок детских работ в традициях национальной культуры.

На базе школьного музея должны регулярно проводиться выставки детских работ, созданных ими в кружках в традициях национальной культуры (резьба по дереву, изделия из глины, вышивка, кружевоплетение, национальные костюмы, куклы, детские игрушки и т.п.). Организация таких выставок является самым важным звеном в эстетическом, художественном и практическом воспитании подрастающего поколения.

Ничто так не привлекает и не увлекает ребёнка, как самостоятельная творческая деятельность и творческая деятельность других людей. Наблюдая за творческим процессом или участвуя в нём, затрачивая большие эмоциональные и физические силы, школьник начинает осознавать всю значимость того, что он или другие делают. И как творцу ему хочется, чтобы окружающие люди оценили его усилия, признали его способности и талант. Поэтому очень важно систематически организовывать показ и оценку творческой деятельности школьников.

Если располагать предметы и изделия в специально выделенном выставочном пространстве, то зритель сможет оценить только художественные достоинства предмета, не поняв до конца его утилитарного назначения. Поэтому, как показывает опыт, разумнее выставки работ учащихся «вписывать» в музейные экспозиции, т.е. размещать эти предметы и вещи среди экспонатов музея, снабдив их соответствующими этикетками, или даже на время заменять ими подлинные предметы декоративно-прикладного искусства. Такого рода выставка работ учащихся повысит ценность выставляемого предмета с точки зрения его художественной и практической направленности, а также послужит стимулом для дальнейшего творческого роста ученика.

Выставка ученических работ – это не просто отчёт о проделанной кружками работе. Это, прежде всего, показатель мастерства каждого исполнителя. Решение о том, какие изделия будут представлены на выставке в экспозиции или на специальных стендах, принимает художественный совет музея. Художественную ценность выставляемого предмета определяет экспертная комиссия. Такой порядок представления работ на выставку заставляет учеников серьёзно относиться к качеству выполняемой работы и воспитывает чувство ответственности за результат своей деятельности.

Для ребят всегда очень важен факт оценки их деятельности, в том числе и творческой, поэтому Совет музея должен предусмотреть различные виды поощрения наиболее талантливых участников выставок и смотров. Это могут быть почётные грамоты, дипломы, памятные подарки и т.д.

Выставочная работа музея не должна замыкаться в рамках школы. Необходимо найти возможность показа лучших произведений учащихся на окружных, городских и республиканских смотрах, выставках и семинарах по декоративно-прикладному искусству. Участие школьного музея в подобных мероприятиях поможет его участникам окончательно определиться в выбранной области творческой деятельности, сравнить свой уровень мастерства с уровнем мастерства других участников, а также самостоятельно определить направление дальнейшего творческого развития.

Как показывает практика, при правильной постановке выставочной работы в школе наблюдается постоянный рост творческой инициативы и мастерства у подавляющего большинства школьников, занимающихся в кружках декоративно-прикладного искусства.

2. Экскурсионная работа.

Одним из главных видов музейной деятельности является экскурсионная работа. Поскольку сертифицированный школьный музей является государственным музеем, то он в соответствии со своим назначением должен вести постоянную экскурсионную работу по пропаганде художественных ценностей, находящихся в музейных экспозициях.

Экскурсионная работа является мощным инструментом воспитания у посетителей музейной культуры. Приобщение к музейной культуре означает и понимание «музейного языка», особенностей музейной формы общения, умение ориентироваться в музее, выбрать то, что может обогатить духовно, помочь в практической деятельности и просто развлечь.

Специфика экскурсий музея «Русская национальная традиция» заключается в том, что они направлены, прежде всего, на то, чтобы вызвать у школьников уважение к памятникам истории и культуры, к труду человека, создававшего их, способствовать осознанию их общественного значения, эстетической и культурной ценности, необходимости сохранить их для будущих поколений.

Информативная сторона экскурсий в музее является вторичной - свойства и назначение многих вещей и предметов посетителям хорошо знакомы, т.к. они их окружают в повседневной жизни, поэтому главный упор при проведении экскурсий делается на исторические и художественно-эстетические стороны музейных объектов.

Экскурсионная работа неразрывно связана со всеми другими направлениями деятельности музея, является одной из форм массовой работы, активно содействует организации культурного досуга детей и решению образовательно-воспитательных задач школы.

Экскурсией называется коллективный осмотр музея, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста экскурсовода в образовательных и воспитательных целях. Это определение включает в себя две взаимодействующие стороны – группу людей, пришедших для осмотра музея, и экскурсовода, осуществляющего показ музейной экспозиции.

Экскурсия – это вид научно-педагогического труда, который состоит в разработке и осуществлении системы показа экспонатов музея. Разрабатываемые музейными педагогами экскурсии различаются по характеру тематики, по целевому назначению, варьируются в зависимости от состава группы, от её пожеланий и приобщённости к музейной культуре. Все экскурсии строятся на единой методической основе, на основе экскурсионного метода.

Характерная черта экскурсионного метода – активизация психологических процессов под воздействием воспринимаемой информации. Коллективность просмотра, единство цели, возможность обмена мнениями, общность переживаний обогащают участника экскурсии, создают повышенный эмоциональный настрой. Подлинность и достоверность демонстрируемых предметов определяет творческое восприятие их зрителем, приобщая их к культурному наследию прошлого.

Ещё одной чертой экскурсионного метода является непосредственное общение экскурсовода с группой, пришедшей для осмотра музея. В процессе этого общения (экскурсии) осуществляются образовательные и воспитательные задачи музея.

В основе экскурсионного метода лежит зрительное восприятие, живое созерцание музейного объекта, непосредственное его наблюдение. Главная задача экскурсовода – научить посетителя «видеть», т.е. рассматривая экспозицию в целом и её отдельные элементы, получить заложенную в них информацию.

Зрительское восприятие во время экскурсии усиливается моторным восприятием – передвижением по определённому маршруту, осмотром объектов с разных сторон, на разном расстоянии.

Осмотр экспозиции сопровождается словесным комментарием, который даёт зрителю полную информацию о предмете, его легенду.

Освоение экскурсионного метода – обязательное требование к музейному педагогу, проводящему экскурсии. Музейный педагог, экскурсовод должен иметь достаточно серьёзную подготовку - знать основы педагогики (общей и специальной, для средней школы), психологии, разбираться в музееведческих проблемах. Кроме того, экскурсовод – популяризатор и пропагандист идей, заложенных в экспозиции. Он всесторонне разрабатывает тему экспозиции, изучает её содержание, подбирает к ней методические и дидактические приёмы.

Экскурсия – совместная работа экскурсовода и группы посетителей. Их взаимодействие – обязательное условие для повышения эффективности экскурсии. В процессе экскурсии экскурсовод должен постоянно учитывать уровень внимания и интереса группы (в целом и отдельных её членов) к теме экскурсии. В соответствии с этим варьируются содержание и приёмы проведения экскурсии.

Особое внимание необходимо уделять воспитанию культуры речи экскурсовода. Он должен обладать хорошей дикцией, грамматически правильной, выразительной, уметь варьировать её темп, использовать паузы. Артистичность (мимика, жесты) - ещё одно качество необходимое экскурсоводу, т.к. ему приходиться не только показывать музейные объекты, но и изображать некоторые ситуации их бытования. Например, прясть на прялке, нести воду на коромысле и т.д.

Экскурсия – большая физическая нагрузка. Экскурсоводу необходимо хорошее зрение, выносливость, специальные занятия по постановке голоса. Немаловажное значение имеет также культура поведения и внешний вид экскурсовода.

В школьном музее экскурсии могут проводить и старшеклассники, обученные экскурсионному методу. Как показала практика, экскурсии, проводимые старшеклассниками, вызывают у школьников больший интерес, чем экскурсии, проводимые музейными педагогами, т.к. нет возрастных различий и они больше сопереживают своим сверстникам. При этом экскурсоводы-старшеклассники способны владеть вниманием аудитории и поддерживать интерес к теме на протяжении всей экскурсии.

Экскурсии, проводимые музеем, разнообразны в зависимости от целенаправленности, выбора объектов и приёмов показа. В школьных музеях чаще всего проводятся научно-просветительные и учебные экскурсии.

Научно-просветительные (общеобразовательные) экскурсии предназначены для культурного развития школьников и являются одной из форм организации культурного досуга. Они могут быть и обзорными, и сквозными, и узкотематическими.

Учебные экскурсии проводятся в школьном музее в соответствии с учебными программами с целью углубления и систематизации пройденного материала или для проработки нового материала. Такие экскурсии требуют основательного знакомства с программами, учебниками и учебными пособиями.

Особый вид подобных экскурсий – экскурсия-урок. Он проходит в экспозиционном зале обычно под руководством учителя, который использует экскурсионную методику в сочетании с приёмами, свойственными школьному уроку (опрос, повторение и т.д.). Консультантами и помощниками здесь неизменно выступают музейные педагоги.

К учебным относятся и методические экскурсии. Они нужны музейным работникам для повышения квалификации, педагогам, проводящим экскурсии в музее по своему предмету, экскурсоводам-старшеклассникам, изучающим музееведение. Музейный педагог, проводя методические экскурсии, показывает, как можно максимально использовать музейные экспозиции в учебном процессе, обучает самостоятельному проведению экскурсий и другим работам на основе экспозиций музея.

Основной приём экскурсионного метода – демонстрационный, сочетающий показ со словом экскурсовода. Экскурсовод должен освоить технику ведения экскурсии – уметь выбрать наилучший пункт для осмотра музейного объекта, расставить группу так, чтобы обеспечить для всех наилучший обзор экспонатов, организовать переход по залу, правильно пользоваться указкой и т.д. Целенаправленный показ экспозиции, отдельного экспоната должен научить школьника «видеть», выявлять существенные черты рассматриваемого объекта, его содержание.

Экскурсовод сообщает сведения, которые нельзя получить из непосредственного осмотра экспоната – рассказ об истории выставленного музейного предмета, его художественной и исторической ценности, материале и технике изготовления.

Экскурсия может иметь повествовательный характер. Экскурсант привлекается к рассматриванию экспозиции словом, рассказом экскурсовода. Каждый участник группы должен ощущать, что речь экскурсовода обращена именно к нему. Повествовательный приём используется чаще всего в обзорных экскурсиях.

Большую активность вызывает приём беседы в форме вопросов-ответов (приём диалога), получивший в музееведении название эвристический («эврика» (гр.) - нашёл). Система наводящих вопросов активизирует каждого члена группы, раскрывает содержание темы и помогает прийти к правильным выводам. Этот приём является главным в учебных экскурсиях с детьми и подростками.

Наибольшую активность даёт приём заданий. После вводной беседы, в которой определяются задачи работы, участники экскурсии получают (в устной или письменной форме) индивидуальные или групповые задания, с учётом их музейной и образовательной подготовки. Например, выбрать самый интересный экспонат, привести примеры музейных предметов разного типа, рассказать о содержании музейного комплекса и т.п. Данный приём рекомендуется для детей, уже не раз посетивших музей.

В экскурсиях можно успешно применять и игровой приём (интерактивный). После ознакомления с темой предлагается сыграть какую-либо посильную роль. Например, представить себя хозяином (хозяйкой) дома и показать гостям наиболее интересные вещи (экспонаты) в нём; принять участие в застолье (чаепитии) и рассказать о посуде, находящейся в экспозиции и т.д.

Каждая экскурсия состоит из трёх частей: вступительная беседа; основная часть экскурсии; заключительная беседа. В учебной экскурсии особым этапом можно считать последующую проработку её содержания.

Целью вступительной беседы, варианты которой зависят от характера группы, является установление контакта экскурсовода со своей аудиторией. Беседа включает: знакомство с группой, (выяснение её состава, интересов и конкретных запросов); краткие сведения о музее, определение задач, темы экскурсии и порядка её проведения; указания на правила поведения в музее.

Основная часть экскурсии делится на элементы, каждый из которых заканчивается выводом. Переход от одной подтемы к другой, от одного экспоната к другому должен быть обоснован логически или эмоционально. Вначале даётся общее представление обо всём экспозиционном комплексе, затем обращается внимание на экспонаты повышенной аттрактивности, после чего осуществляется детальное раскрытие поставленной темы.

Экскурсия завершается заключительной беседой, в которой делается общий вывод, выясняются впечатления группы от увиденного и узнанного, даются рекомендации (что ещё посмотреть, что прочитать и др.).

Существуют разные формы проработки экскурсий (в основном учебных). На уроках проводятся беседы-опросы, ученики заполняют анкеты, пишут творческие сочинения по теме экскурсии, делают сообщения и доклады.

3. Музейные уроки.

В музейной педагогике большое внимание уделяется методике уроков для школьников. Урок в музее (в экспозиции или фондах) организуется с целью приобретения учащимися знаний по определённой учебной программе или же с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке в классе. При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к приобретённым знаниям, а как непосредственный источник знания. Эффективность проведения урока в музее определяется специфической для музея средой, способствующей формированию у учащихся новых представлений и понятий, а также систематизации и расширению знаний, имевшихся ранее. С наибольшей отдачей, как правило, проходят занятия по закреплению уже пройденного ранее материала.

Неординарность ситуации учебного процесса (музейная среда) стимулирует не только познавательные интересы учащихся, но и способствует всестороннему их развитию. Большое значение имеет феномен узнавания – подкрепление имевшихся знаний о предметах декоративного искусства осмотром самих подлинников, что превращает абстрактные знания в конкретные.

Урок в музее активизирует в равной степени и сильных, и слабых учеников, так как создаёт возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации.

Последовательное проведение цикла уроков в музее под руководством учителя воспитывает музейную культуру у учащихся.

Для удобства проведения музейных уроков школьный музей должен по возможности иметь свою учебную или рабочую площадку, т.е. помещение, где, соприкасаясь непосредственно с предметной средой, можно было бы проводить занятия с учащимися.

В нашем музее учебное пространство размещается в музейной экспозиции. В центре музейной комнаты стоят удобные столы и скамейки, за которые свободно усаживается класс из 25-30 учеников (по принципу дореволюционной сельской школы). Такое решение создаёт атмосферу домашнего уюта и гармонии (в сочетании с предметами декоративно-прикладного искусства) и стимулирует творческое вдохновение учащихся. Уроки, проводимые в музее, как показала практика, дают больший эффект, чем те, что проводятся в обычном классе.

Учителя истории, как правило, широко используют экспозицию домашней утвари, предметы обихода, орудия труда, коллекции предметов культа, мужскую и женскую одежду для раскрытия разных сторон жизни наших предков на уроках по культуре и быту русского народа.

На уроках биологии изучается экология русского дома, рассматриваются различные предметы, предназначенные для хранения и переработки продуктов питания, изучаются свойства целебных трав, которые использовались для лечения болезней.

На уроках технологии учащиеся знакомятся с техникой шитья, вязания, кружевоплетения используя для этого образцы представленных в музее женских и мужских костюмов, рушники, ширинки, домотканые ткани, кружевные изделия и вышивки. Девочки могут не только рассмотреть экспонаты, но и попробовать работать на прялке, растолочь зерно в ступе или пройтись с коромыслом.

На уроках музыки прослушивается звучание подлинных народных музыкальных инструментов: свистулек, дудочек, балалайки, гармошки и т.д.

Преподаватели литературы легко и красочно доносят содержание народной сказки. Учителя начальных классов проводят уроки «Русская изба», где детально изучают внутренний интерьер и убранство крестьянского жилища. Классные руководители проводят классные часы, посвященные традиционным народным праздникам и именинам.

Наиболее часто в музее проводятся уроки изобразительного искусства. Здесь значение музея неоценимо. Учащиеся имеют возможность не только любоваться подлинными произведениями декоративно-прикладного искусства своего народа, но и делать наброски и фотографии для использования их в своём творчестве. Выбор методов и приёмов, используемых на уроке, определяется целями и задачами урока, типом отобранных предметов, учётом способностей, навыков и умений учащихся.

Особое значение в музейной педагогике отводится работе с индивидуальными письменными заданиями, так как она направлена на развитие самостоятельной деятельности учащихся. Задания разрабатываются музейным педагогом на основе музейной экспозиции с учётом требований учебного плана, методических рекомендаций и материала учебника, планов кружковой работы.

Эта форма организации работы с учащимися предполагает выполнение определённых последовательных операций в экспозиции музея посредством изучения музейных предметов и других экспозиционных материалов для решения основной задачи, сформулированной в задании.

Задания в зависимости от отобранных типов источников, входящих в экспозицию, могут заключаться в следующем:

-описание, зарисовка экспонатов, характеристика их назначения, стиля, техники изготовления, эволюции форм и техники; выявление на основе сравнительного анализа предметов и вещей, характеризующих быт разных классов и слоёв, взаимосвязей между условиями труда и образом жизни;

-интерпретация изобразительных источников, составление на этой основе образных рядов по различным темам;

-зарисовки и критический разбор экспозиционного комплекса;

-прочтение научно-вспомогательного материала и использование его в характеристике музейного предмета.

Письменные задания могут выполняться индивидуально, а также небольшими группами (3-5 человек). Результатом выполнения заданий могут быть небольшие сообщения учащихся перед классом, доклады на конференциях, обобщающих уроках, сочинения.

4. Кружковая и клубная работа.

Для приобщения детей к народному искусству необходима комплексная система работы. Для этого недостаточно только тех знаний и умений, которые дети получают в соответствии с учебными программами на уроках. Необходима хорошо поставленная кружковая работа. В нашем музее работают разнообразные кружки по обучению учащихся 1-11 классов декоративно-прикладному искусству: вышивке, пошиву русских народных костюмов, кружевоплетению, росписи и резьбе по дереву, изготовлению художественных изделий из керамики, дерева, и другим видам художественной деятельности. Фольклорно-этнографические кружки позволяют учащимся приобщиться к традициям и обычаям русского народа, развить свои музыкальные и драматические способности. Опыт показал, что работа примузейных кружков способствует не только сохранению богатства и традиций народного искусства, но и его развитию.

Кружок представляет собой небольшую группу детей, объединённых по интересам и работающих под руководством музейного педагога (преподавателя ИЗО, кружковода). Основой работы кружков при музее являются музейные коллекции и связанные с ними разные виды музейной работы. Наиболее распространённые направления кружков следующие:

-кружки искусствоведческого профиля, изучающие историю развития того или иного вида декоративно-прикладного искусства (кружковцы делают сообщения на заседаниях кружка) и организующие тематические выставки;

-кружки фольклорно-этнографического профиля, изучающие музыкальную, устную, танцевальную русскую традицию, обычаи, традиции, организующие народные праздники в школе;

-кружки источниковедческого профиля, занимающиеся созданием музейных коллекций (по отраслям материальной культуры, по народным промыслам, по видам декоративного искусства) и изучающие методику и технику этой работы;

-кружки музееведческого профиля, которые готовят юных экскурсоводов по музею; следопытов-собирателей, которые участвуют в этнографических экспедициях музея и осваивают приёмы определения и описания музейных предметов, а также организуют самостоятельные сборы предметов быта с последующей их передачей в музей;

-кружки художественно-технического профиля, использующие музейные коллекции для занятий рисованием, лепкой, различными областями декоративно-прикладного искусства, моделирования и разрабатывающие проекты оформления своего школьного музея.

В работе любого кружка познавательные элементы сочетаются с художественными: ребята делают зарисовки музейных предметов; изготавливают декоративные изделия и предметы, характерные для народного промысла данного региона; мастерят реквизит для школьных спектаклей; рисуют декорации.

Создание при музее целого ряда кружков художественного творчества позволит дать необходимые технические знания, развить трудовые умения и навыки, т.е. осуществить психологическую и практическую подготовку учащихся к труду, к выбору наиболее одарёнными детьми своей будущей профессии. В настоящее время разработано несколько содержательных учебных программ обучения учащихся изготовлению изделий художественного ремесла и народных промыслов, которые можно успешно использовать в организации кружковой работы при музее.

При планировании работы кружков художественно- технического творчества необходимо включить в тематическое планирование не только осваивание отдельных приёмов выполнения изделий, но и выполнение художественных изделий для музея, участие в подготовке и проведении выставок для сменяемых музейных экспозиций, изготовление сувенирной продукции для посетителей музея, а также проектную деятельность.

Суть проектной деятельности в кружковой работе состоит в том, что учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и практическую ценность. Учебный проект должен быть ориентирован на новизну, а работа над ним - эмоционально-привлекательной, т.е. давать возможность каждому ученику отбирать те виды деятельности, которые адекватны его способностям.

Проектный метод предполагает: выбор темы деятельности учеников совместно с учителем, продумывание, планирование и распределение видов деятельности между участниками проекта, оценку результативности на каждом отдельном этапе работы над проектом, выполнение и представление проекта на публичное обсуждение.

Для обучения основам художественного ремесла можно использовать часы, отведённые учебным планом не только на кружковую работу, но и на общественно полезный труд и трудовую практику.

При оборудовании помещений для занятий кружков необходимо обеспечить охрану труда, технику безопасности, предусмотреть вопросы производственной санитарии и личной гигиены.

На базе музея школы работают кружки: «Лоскуток в быту крестьянки» (лоскутная техника); «Мастерица» (конструирование и пошив женских губернских костюмов); «Живая ниточка» (вязание); «Волшебные узоры» (вышивка); «Золотые руки» (резьба по дереву); «Писанка» (роспись по дереву); «Забавушка» (изготовление народных кукол и игрушек); «Славяночка» (подготовка и проведение русских традиционных праздников); «Летописец» (изучение русской словесности и подготовка для музея экскурсоводов).

Клубная работа

В отличие от кружка клуб является самодеятельной общественной организацией, члены которой объединены общими интересами в избранной ими области знания. Члены клуба ведут связанную с его профилем поисковую работу, делают доклады, проводят дискуссии, обмен опытом, организуют встречи с деятелями искусства и культуры.

Участники клуба устанавливают наиболее удобную для них форму организации (деление на секции, создание приклубных кружков и пр.). Деятельностью клуба обычно руководит избранный его членами Совет. В Совет клуба входят научные сотрудники музея, в первую очередь музейные педагоги. Они являются постоянными консультантами и руководителями приклубных кружков. На регулярно созываемых общих собраниях обсуждаются планы работы, отчёты секций и кружков.

По тематике и содержанию можно выделить четыре группы примузейных клубов:

1- клубы с широкой программой общеобразовательного, общекультурного характера.

2- клубы, посвящённые отдельным видам декоративно-прикладного искусства («Клуб собирателей русского народного костюма»).

3- клубы юных музееведов, которые знакомят членов с методикой музейной работы и участвуют в практической деятельности музея декоративно-прикладного искусства.

4- клубы коллекционеров изделий художественных промыслов, народных игрушек, предметов быта – самоваров, утюгов, посуды и т.д. Эти клубы обычно помогают при комплектовании музейных фондов.

Музей предоставляет своим клубам помещения, необходимое оборудование, постоянную профессиональную консультацию, снабжает литературой, разрешает работу с музейными фондами, организует выставки собранных любителями коллекций.

5. Мастер-классы.

Очень оживляет и привлекает учеников к работе музея такой вид художественной деятельности, как проведение мастер-классов по различным видам декоративно-прикладного искусства и народному музыкальному и устному творчеству.

Основная цель таких мастер-классов – развить у школьников способности к самостоятельному творчеству, научить их понимать утилитарные и эстетические начала декоративных искусств, обучить желающих важнейшим приёмам и способам изготовления изделий декоративно-прикладного искусства.

Мастер-классы проводят учителя изобразительного искусства, кружководы кружков декоративно-прикладного искусства и руководители фольклорных групп. Они разрабатывают программы и определяют время обучения.

Основные критерии проведения мастер-классов:

- доступность (приглашаются все желающие);

- открытость (за работой может наблюдать любой желающий); -

- посильность (учитывается возраст и художественная подготовка школьника).

Формы работы:

«Мастер-класс» - на глазах у зрителей создаётся произведение или эскиз произведения с необходимыми комментариями автора, разучивается народная песня или танец, готовится то или иное национальное блюдо и т.п.;

Пробный урок – проводятся занятия с начинающими;

Показательный урок – демонстрация учебного занятия для всех желающих.

Занятия лучше всего проводить в рекреации перед входом в музей (расставить столы и стулья, разложить всё необходимое для занятий для всех желающих). Как показывает практика, такие занятия привлекают достаточно большую детскую аудиторию, которая становится или участниками творческого процесса, или просто зрителями, что в свою очередь тоже является очень полезным делом в художественном воспитании школьников. Та часть детской аудитории, которая попробовала себя в творчестве и ей захотелось продолжить своё образование, записывается в соответствующий кружок по ДПИ и начинает посещать занятия.

6. Музейные олимпиады и конкурсы.

Разнообразные формы работы музея с ребятами способствуют созданию контингента постоянных посетителей музея. Для них проводятся соревнования – олимпиады, конкурсы юных музееведов. Музейные олимпиады и конкурсы способствуют не только приобретению новых знаний, умению самостоятельно мыслить, но и приобщают участников к работе музея.

Задания даются только по музейным материалам. Дать оценку, рассказать о каком-либо музейном экспонате или экспозиции, проанализировать внешний вид (провести атрибуцию), охарактеризовать отдельные виды декоративного искусства на примерах музейной экспозиции и т.п. – таков приблизительный перечень олимпиадных заданий.

Участники олимпиады докладывают в устной или письменной форме результаты своей работы членам жюри, лучшие получают награды.

7. Лекции и тематические вечера.

Распространённой формой образовательной и воспитательной работы музея, охватывающей многочисленную аудиторию, являются тематические лекции. Они организуются в помещении музея или в актовом зале школы.

На лекциях, проводимых музеем, широко используется демонстрация музейных предметов. Лекции могут сопровождаться показом диапозитивов, фотографий, видеофильмов, презентаций при помощи специальной аппаратуры.

В отличие от экскурсий, содержание которых ограничено рамками экспозиции, выставки, тематика лекций более разнообразна и широка. Так, например, в 2005-2006 учебном году при музее был прочитан цикл лекций по теме «Основы русской этнографии»:

1. «Русское народное искусство»

2. «Крестьянское подворье»

3. «Хоромный наряд»

4. «Женский губернский костюм»

5. «Русский мужской костюм»

6. «Русский фольклор»

7. «Русские обряды и праздники»

8. «Народные игры и танцы»

Такие циклы лекций вместе с популяризацией памятников искусства содействуют распространению знаний, добытых музеем в процессе научно-исследовательской работы.

Учебные лекции, разовые и цикловые, проводятся обычно для учащихся в течение учебного года и особенно перед экзаменами по Мировой художественной культуре и другим предметам искусствоведческого плана.

8. Научно-просветительные и массовые мероприятия музея.

В настоящее время распространение получили «музейные праздники» с разнообразной программой. В нашем музее регулярно в течении года проводятся праздники «Русской национальной традиции». Они организуются в связи с памятными датами православного календаря, юбилеями и событиями местного значения.

Праздники могут включать выступления детских самодеятельных коллективов народных песен и танцев (фольклорные праздники), шествия («Коляда», «Свадебный поезд») и гулянья в народных костюмах («Масленица», «Пасха», «Иван Купала»), театральные постановки (русские сказки), народные игры (катанья с горок, взятие снежного городка и т.д.), застолья (званые обеды, чаепития, именины).

Активное участие в организации этих праздников принимает школьный музей, его кружки и клубы, весь актив. Музей помогает сшить стилизованные русские костюмы, изготовить реквизит и декорации, оформить залы и помещения школы (пришкольный участок, если праздник проводится на улице) в русском стиле (узоры, солярные знаки, символы, орнаменты и т.д.). Хорошо организованный и оформленный праздник способствует популяризации музейной деятельности и помогает приобщить школьников к многогранной русской культуре.

В нашей школе с большим успехом прошли праздники русской национальной традиции: «Женский губернский народный костюм» (показ), «Во поле берёза стояла» (праздник русской песни и танца), «Жили-были…» (праздник русской сказки), «Пир на весь мир» (русская национальная кухня), «За пирок, да за свадебку»» (русский свадебный обряд), «Широкая Масленица», «Коляда», «Каравай» (именинные праздники) и т.п.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что музейная деятельность (музейная технология) является одним из перспективных направлений работы школы. Она помогает успешно решать образовательные и воспитательные задачи в школе и объединяет весь коллектив школы (педагогов и учеников) в работе над проектами русских праздников.